четверг, 3 сентября 2009 г.

Что такое сетевой маркетинг?

В существующей экономической практике сетевой маркетинг, или, как его еще называют, МЛМ (от английского "multilevel marketing") многоуровневый маркетинг - это сравнительно новый вид продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. Сетевой маркетинг основан на прямых продажах, то есть сведении количества промежуточных звеньев между производителем и потребителем и, соответственно, расходов до минимума. Производитель через своего дистрибьютора выходит на потребителя и предлагает ему свою продукцию напрямую. Сетевой маркетинг создает рынок при помощи передачи информации от одного человека к другому. Упор делается на качественное обслуживание потребителя и хорошие с ним отношения. Исторически эта система восходит к экономической практике доиндустриального общества, когда производитель и потребитель обходились без посредников и отношения между ними были более личными.
Появление мануфактурного производства и развитие системы распределения привели к стандартизации приемов продажи и, соответственно, менее внимательному подходу к клиенту. Сетевой маркетинг является возвращением к простым, человеческим отношениям, но уже на новом уровне, и позволяет на практике реализовать идею индивидуального подхода к нуждам и потребностям клиента. Это не просто удобно, но и необходимо в нашем обществе, где время стало одним из наиболее ценных и редких благ. Вот почему в сегодняшних экономических условиях организация, работающая по принципу сетевого маркетинга, как правило, процветает, и именно потому новый вид продаж так быстро прижился во многих странах мира. Его механизм продолжает совершенствоваться.
По данным компании РТА (США), в фирмах, использующих традиционный путь продаж, на маркетинг приходится до 80% затрат. Все эти деньги тратятся на доведение товара или услуги до конечного потребителя. Сюда входят расходы на изучение рынков, рекламу, содержание складов, транспорта, штатного персонала, сети магазинов и т. д. Так, в 1992 г. объем продаж компании Procter & Gamble составил 25 миллиардов долларов, из которых только на рекламу было затрачено 10 миллиардов долларов, т. е. 40% от объема продаж. Средняя себестоимость продукции Р&G составляет 4,3 - 6,6% от розничных цен. Значит, прежде чем товар попал от производителя к потребителю (через склады, транспорт, таможни, налоги, магазины и т. д.), его стоимость возросла в 16-25 раз! Вот почему многие компании стали использовать в своей деятельности стратегию сетевого маркетинга. Самые известные среди них - Соса-Соlа, Сolgate, Gilette, Visa, Lipton, Ford, Canon, Sharp, Xerox. Посредники-профессионалы доводят товар до целевых рынков благодаря своей специализации, своим контактам, опыту, размаху деятельности. Посредники обычно предлагают производителям большую прибыль, чем они способны получить самостоятельно. Например, компания General Motors продает автомобили с помощью более чем 10-ти тысяч независимых торговых фирм: даже такой крупной организации довольно сложно найти средства, чтобы выкупить все дилерские предприятия.

Уже год назад 12% товаров и услуг потребители получали вне стен предприятий розничной торговли - то есть по каталогам, через телемагазины, через сеть Интернет и т. п. Специалисты-маркетологи подсчитали, что всего через несколько лет таким образом будет реализовываться половина всех существующих товаров. Единственное неудобство - на плечи покупателя ложится лишняя проблема: в журналах и на интернет-сайтах вещь не потрогаешь, не примеришь. И нет рядом продавца-консультанта, который подскажет, чем отличается одна модель от другой. И это в наше-то время, когда так не хватает человеческого тепла... Не потому ли Интернет-пользователей миллионы, а посетителей виртуальных магазинов - раз два и обчелся?
Сегодня сетевой маркетинг уверенно шагает по планете. Сначала был невероятный рост в Северной Америке, где родилась сама идея. В последнее десятилетие этот процесс затронул все части света. Если в конце 80-х в компаниях сетевого маркетинга работало около 5 миллионов человек во всем мире, то сейчас их около 25 миллионов. Причем это те, кто работает профессионально, с полной занятостью. Количество дистрибьюторов с неполной занятостью трудно поддаётся контролю; ясно только, что их в несколько раз больше. Они распространяют по всему миру порядка 25 тысяч наименований продуктов и услуг. Общий объем продаж индустрии сетевого маркетинга сегодня подбирается к 1 трлн. Долларов США, с ежегодным приростом в 20 - 30%. В одной Америке, где родилась идея сетевого маркетинга, работает около 2000 компаний прямых продаж. Многие из них имеют мультимиллионные обороты, и более половины общего объема товаров и услуг за последнее десятилетие продано через эту систему.
Наша индустрия немного отстает от западной, но и в СНГ за десять лет в сетевой маркетинг пришло более 2,5 миллионов человек. Возникли сотни компаний, которые применили эту бизнес-стратегию. Сейчас сетевой маркетинг развивается по всему миру. Возможность обрести независимость и экономическую стабильность привлекает людей все больше и больше.
Независимая деятельность стала мощным экономическим рычагом в современном мире. Создавшие своеобразные микро- предприятия, люди говорят, что такой вид деятельности дает им ряд преимуществ, таких как реальная материальная защищенность, возможность планирования своего времени и более высокий уровень жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий